Ученые Института солнечно-земной физики СО РАН выступили с лекциями на субботней школе физики. Этот образовательный проект организован ИСЗФ СО РАН, Научно-исследовательским институтом прикладной физики Иркутского государственного университета и Иркутским планетарием. Цель школы – формирование у школьников научной картины мира, повышение интереса к естественным наукам вообще и к физике в частности. Школа открылась 18 февраля, завершатся занятия 29 апреля, каждое из них состоит из четырех уроков по 40 минут. Ученые ИСЗФ СО РАН в популярной форме представили школьникам те задачи, над которыми работают в научном учреждении. Ведущий научный сотрудник института, кандидат физико-математических наук Дмитрий Климушкин прочитал лекцию «Наше место во Вселенной», старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук Сергей Анфиногентов рассказал о волнах в космосе, научный сотрудник, кандидат физико-математических наук Андрей Челпанов – о Солнце, младший научный сотрудник ИСЗФ СО РАН, кандидат физико-математических наук Максим Челпанов – о солнечно-земных связях, старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук Валентин Лебедев – о космическом мусоре и квадрокоптерах на службе науки, аспирант ИСЗФ СО РАН Александр Рубцов – о космической радиации и магнитных бурях, младший научный сотрудник института Иван Ткачев – об исследовании атмосферы. - При том, что наш институт работает над интереснейшими научными проблемами и решает очень серьезные фундаментальные и прикладные задачи, знают о нем школьники не так много, – отметил Дмитрий Климушкин. – Поэтому мы хотели рассказать о самом институте и показать, какие огромные перспективы у нашей профессии, сколько всего еще предстоит открыть и какая польза людям от этого будет. Замечательно, что на школе выступают и наши коллеги из ИГУ, ведь стандартный путь «в ученые» - это физический факультет, магистратура и аспирантура, и теперь эта дорога подросткам станет понятнее. Огромный плюс в том, что послушать лекции приезжают школьники из районов, для них это прекрасная и редкая возможность получить знания из первых рук. Они задают много вопросов, иногда очень интересных, иногда наивных, но чувствуется, что здесь они не случайно, это их осмысленный выбор. Хотелось бы, чтобы эта школа стала регулярной, ведь самый лучший результат дают только системные занятия. Молодые ученые ИСЗФ СО РАН, готовясь выступить на субботней школе физики, преследовали еще одну цель – научиться рассказывать о сложных научных процессах доступным школьникам языком: - Для меня важно научиться «конвертировать» сложную научную терминологию в доступный неспециалистам формат, - пояснил Александр Рубцов. – Мне важно, чтобы школьники поняли, почему этим нужно заниматься. Во-первых, мы изучаем природные процессы, которые были задолго до нас, есть сейчас и будут после нас. И выясняется, что по мере развития человечества, по мере того, как оно выходит в космос, эти процессы могут на нас влиять: например, разрушать электронику, отрицательно воздействовать на здоровье человека. И очень важно выяснить, как именно это происходит. Когда мы это поймем, мы сможем от этого защититься и уменьшить это вредное воздействие. Космическая радиация – чрезвычайно интересное явление, поскольку это природный ускоритель частиц. Человечество тратит огромные деньги, строит Большой адронный коллайдер, чтобы разобраться в этом, а тут у нас вокруг Земли есть природная установка, которая ускоряет частицы. Эти процессы можно еще и масштабировать: если они происходят вокруг Земли, значит, они происходят и вокруг других планет. И если мы это поймем, многие тайны Вселенной станут ясны. - О том, что Солнце влияет на Землю, все более-менее знают, а вот подробности – о неочевидных путях влияния звезды на нашу планету, магнитных полях в космосе, магнитном поле Земли – известны больше специалистам. Но это тоже очень интересно, это может стать тем «крючком», который сформирует потребность узнавать все больше и может привести человека в науку, - добавляет Максим Челпанов. - Как ученые понимают, как выглядело магнитное поле миллионы лет назад? Могут ли магнитные полюса Земли поменяться местами, и чем нам это грозит? Ответы на все эти вопросы, которые интересны любознательному юному человеку, мы вместе искали на лекции. Сергей Анфиногентов рассказал юным физикам о волнах, и не просто рассказал, а и показал с помощью слинка – игрушки-пружины, разновидности волн.
- Конечно, для школьников это непростая тема, но она очень интересная и перспективная, скажем так, «на вырост». Волны во Вселенной повсюду: на Солнце, в межпланетном и межзвездном пространстве, в магнитосфере Земли, в воде, воздухе и даже внутри нас. Благодаря волнам, мы получаем информацию о параметрах космической плазмы и можем даже заглянуть внутрь Солнца и других звёзд. Судя по вопросам, участникам школы было интересно, а значит, есть вероятность, что это может стать началом их сознательного пути в профессию. Полный зал планетария, в котором собрались не только школьники из Иркутска, но и ученики из Ангарска, поселка Мамоны, Хомутово, красноречиво говорит о том, что усилия организаторов школы оправдались. - Школьникам непросто найти людей, которые уже состоялись в науке и могут очень сложные вещи нам объяснить так, чтобы было понятно, - пояснил десятиклассник из лицея №3 Федор Слепцов. - А здесь их за нас нашли, как не воспользоваться такой возможностью! Я планирую поступать на физфак ИГУ, а потом хочу работать в ИСЗФ. Это моя мечта! Заинтересованные в развитии своих учеников преподаватели надеются, что субботняя школа физики не станет разовым проектом, а получит продолжение: - У меня на школу ездят ученики 8-х, 9-х, 10-х классов, не пропустили ни одной лекции и очень довольны, - отметила преподаватель физики и астрономии школы поселка Мамоны Иркутского района Ксения Алферова. – Да, они сознаются, что не всегда все понимают, но им интересно, они хотят на экскурсию на обсерватории ИСЗФ, хотят познакомиться с теми людьми, которые буквально открывают тайны Вселенной. Я всячески стараюсь поддерживать этот интерес и очень благодарна всем, кто организовал эту школу. |