Об итогах деятельности Минобрнауки России за 2020 год

Материал из ISTP SB RAS.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ итогового заседания Коллегии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

В настоящее время одними из главных факторов, определяющих конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности, являются первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции. Ключевым документом реализации научно-технологической политики страны является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее – СНТР). При этом основным инструментом реализации СНТР является государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (далее – ГП НТР), которая обеспечивает реализацию основополагающих принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, а также комплексную реализацию государственной политики в сфере высшего образования. Механизмом достижения целей ГП НТР в 2020 году являлась реализация мероприятий ГП НТР, в том числе реализация мероприятий национального проекта «Наука» (далее – НП «Наука»), трех федеральных проектов национального проекта «Образование» (далее – НП «Образование») в части высшего образования. Одной из ключевых задач Министерства на современном этапе является укрепление науки и высшей школы в российских регионах, создание условий выпускникам российских школ для получения доступного и качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства. В 2020 году существенно доработан механизм планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, при этом увеличена роль регионов. Запросы на бюджетные места в первую очередь теперь формируются самими регионами, с учетом потребностей региональных экономик и социальной сферы, а также с учетом демографической ситуации. 2 По поручению Президента Российской Федерации существенно увеличено количество бюджетных мест. На 2020/21 учебный год дополнительно установлено 11 433 места, при этом приоритет отдавался региональным вузам – они получили 84% дополнительных мест (9,5 тыс. мест). В результате была обеспечена доступность бесплатного высшего образования для 57 % выпускников школ. По программам бакалавриата и специалитета образовательным организациям высшего образования (далее - ООВО) установлено 392 185 мест. В 2020 году продолжена реализация механизма целевого обучения. Были подготовлены и внесены изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие целевое обучение. Общее количество зачисленных по квоте приема на целевое обучение в 2020 году составило 50 373 человек. При этом наибольшее количество зачисленных было по направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Педагогическое образование». К числу мер, направленных на расширение возможности получения гражданами высшего образования, относится также предоставление образовательного кредита. В 2020 году выдано 12 887 образовательных кредитов с государственной поддержкой. В целях повышения привлекательности условий предоставления образовательных кредитов в 2020 году снижена ставка для заемщиков до 3 процентов и увеличен период отсрочки их выплаты. Важным направлением государственной политики в сфере высшего образования в части обеспечения конкурентоспособности российского образования является разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО). В 2020 году завершена актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) (утверждено 210 стандартов) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Актуализированные ФГОС ВО предусматривают возможность разработки ООВО образовательных программ, расширение возможности усиления практической подготовки студентов с участием предприятий, формирование профессиональных компетенций выпускника с учетом непрерывных 3 изменений требований рынка труда к квалификации работников, а также с учетом потребностей конкретной отрасли и региона. В 2020 году Минобрнауки России являлось ответственным за реализацию трех федеральных проектов НП «Образование» (в части высшего образования), цели и задачи которых в целом достигнуты, в том числе: 1. Завершена реализация Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научнообразовательных центров (Проект 5-100), который оказал существенное влияние на развитие российской системы высшего образования и науки. 2. Осуществлены работы по развитию информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда» - ключевой задачей которой является обеспечение виртуальной академической мобильности, развитие образовательного процесса в сетевой форме обучения, что повысит качество образования, за счет использования учебных материалов и кадрового состава, и обеспечит для обучающихся вариативность образовательных программ за счет формирования индивидуальных учебных планов. 3. За счет средств государственной поддержки реализации мероприятий по обучению взрослых граждан по программам непрерывного образования в ООВО, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения, обучено более 140 тыс. человек. 4. Удалось удержать значение планового показателя федерального проекта «Экспорт образования» «Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования на уровне выше значения 2019 года – более 281 тыс. человек. Достижение целей и решение задач НП «Наука» осуществлялось при реализации трех федеральных проектов, направленных на развитие научной и научно-производственной кооперации, создание научной инфраструктуры и развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок. В рамках федерального проекта «Развитие научной и научнопроизводственной кооперации» в 2020 году: 1. Определены 5 победителей по итогам конкурсного отбора второй очереди научно-образовательных центров мирового уровня (далее – НОЦ). Оказана грантовая поддержка в форме субсидий из федерального бюджета пилотным НОЦ (в Белгородской, Кемеровской, Нижегородской, 4 Тюменской областях и Пермском крае) по итогам рассмотрения отчетов о результатах реализации программ их деятельности за 2019 год. 2. Продолжена финансовая поддержка четырех международных математических центров мирового уровня и трех центров геномных исследований мирового уровня, созданных в 2019 году. По результатам конкурсного отбора, проведенного в 2020 году, создано 10 центров мирового уровня по 6 приоритетным направлениям научнотехнологического развития Российской Федерации. 3. Проведен отбор дополнительного специального учебно-научного центра (далее – СУНЦ) на базе ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» и продолжена грантовая поддержка программ развития четырех ранее созданных СУНЦ. 4. Отобраны два новых Центра Национальной технологической инициативы на базе университетов и научных организаций (далее – Центры НТИ) по направлениям «Фотоника» и «Технологии моделирования и разработки материалов с заданными свойствами». Оказана государственная финансовая поддержка 14 Центрам НТИ, созданным в период 2017-2018 гг. В рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» в 2020 году: 1. Проведены два отбора, по результатам которых 229 ведущих организаций (в том числе 50 вузов), выполняющих исследования и разработки, получили средства федерального бюджета на обновление приборной базы, что позволило закупить более 2500 единиц оборудования, из них более 20% – российского производства. 2. Разработана и утверждена Федеральная научно-техническая программа развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, в рамках которой будет обеспечено создание сетевой синхротронной и нейтронной научноисследовательской инфраструктуры, развитие ускорительных и реакторных технологий, отечественной приборно-инструментальной базы для оснащения экспериментальных станций. В рамках создания уникальных научных установок класса «мегасайенс» в 2020 году: На базе высокопоточного реактора «ПИК» (Ленинградская область) смонтированы и введены в эксплуатацию пять исследовательских станций. 5 Начаты проектно-изыскательские работы по объекту ЦКП «СКИФ» (Новосибирская область). Запущена работа первого блока сверхпроводящего коллайдера протонов и тяжелых ионов «NICA». 3. Выполнены работы по разработке проектной документации судна в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству двух новых современных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, заключен государственный контракт на строительство двух НИС. 4. Проведено 36 научных экспедиций в арктических, дальневосточных акваториях, а также Черном, Азовском и Каспийском морях. 5. Создано 15 селекционно-семеноводческих центров в области сельского хозяйства для внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок научных и образовательных организаций по ключевым направлениям селекции. 6. Совместно с Минпромторгом России поддерживатся создание и развитие инжиниринговых центров, деятельность которых осуществляется в приоритетных отраслях российской экономики. 7. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации № 218, осуществлялась государственная поддержка 73 Проектов по созданию высокотехнологичного производства, находящегося в стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. В рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» в 2020 году: 1. По итогам конкурса Российского научного фонда поддержано 1465 проектов по приоритетам научно-технологического развития. 2. Осуществлена специальная грантовая поддержка аспирантов: по итогам конкурсов на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, реализуемых молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре («Аспиранты»), реализуемых Российским фондом фундаментальных исследований, профинансированы 1532 проекта. 3. В подведомственных организациях Минобрнауки России (в том числе 55 ООВО) создана 81 новая лаборатория. Продолжена финансовая поддержка 298 лабораторий, созданных в 2019 году. В разработках вакцин от коронавирусной инфекции активное участие принимают 6 подведомственных Минобрнауки России учреждений. ФГБНУ «Федеральный научный центр исследований и разработки 6 иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН» создана третья отечественная вакцина коронавирусная инактивированная концентрированная сорбированная очищенная «КовиВак». В настоящее время вакцина «КовиВак» зарегистрирована для применения у лиц 18-60 лет и для оборота на территории Российской Федерации, начато ее производство. В 2020 году реализовывалась федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2021 годы» (далее – ФЦП ИР), которая, в целях смягчения влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики в связи с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, была продлена Правительством Российской Федерации на 2021 год. Вклад мероприятий ФЦП ИР в достижение результатов мирового уровня исследований и разработок по направлениям, определенным национальными научно-технологическими приоритетами, обеспечивался благодаря освоению новых научных областей; повышению качества исследований и разработок за счет их выполнения наиболее эффективными научными группами; усилению роли науки и научного сообщества в Российской Федерации; укреплению позиций российской науки и высшего образования в мире. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р утверждена Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы), которая является ключевым инструментом реализации государственной политики в части координации фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на решение значимых научных задач по приоритетным направлениям, определяющим социальноэкономическое и научно-технологическое развитие Российской Федерации. Минобрнауки России в 2020 году продолжалась работа по совершенствованию государственной системы аттестации научных кадров высшей квалификации. Расширялась практика по реализации новой модели научной аттестации, основанной на предоставлении ведущим научным организациям и ООВО права самостоятельного присуждения ученых степеней. В настоящее время новую модель научной аттестации реализуют 30 организаций (5 научных организаций и 25 ООВО). Также расширен 7 перечень отраслей науки, в рамках которых данные организации реализуют право самостоятельного присуждения ученых степеней. В рамках ключевой инициативы «Цифровая образовательная среда» общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, утвержденном Правительством Российской Федерации, Минобрнауки России реализует комплекс мер государственной поддержки подведомственных ООВО, направленных на обеспечение финансовой и методической поддержки цифровизации вузов. В 2020 году на реализацию программ цифрового развития из федерального бюджета выделены субсидии 44 образовательным организациям, которые наиболее остро нуждаются в поддержке цифрового развития. Также отмечается положительный вклад программы в экономику в части закупок оборудования отечественного производства. Успешно проведен первый этап пилотного тестирования суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в период приемной кампании 2020/21 учебного года в онлайн-формате, в рамках которого было подано более 80 тыс. заявлений от 20 тыс. поступающих через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). 1200 абитуриентов поступило в российские государственные ООВО с использованием суперсервиса, который предусматривал возможность подачи заявления о приеме в 54 государственных вуза. В 2020 году создана и введена в опытную эксплуатацию единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия, организации и проведения совместных исследований в удаленном доступе, в том числе с участием зарубежных ученых. В 2020 году было введено в эксплуатацию 13 объектов капитального строительства, в том числе 4 объекта научных учреждений и 9 объектов образовательных учреждений высшего образования. На осуществление мероприятий по капитальному ремонту и антитеррористической защищенности объектов из федерального бюджета выделены средства 391 вузам и 487 научным организациям. 8 В рамках решения актуальной задачи государственной молодежной политики по содействию занятости и трудоустройству студентов и выпускников были реализованы: 1) Программа по трудоустройству студентов в вузы (трудоустроено 15 896 студентов). 2) Программа по трудоустройству студентов совместно с организацией «Российские студенческие отряды» (трудоустроено 51 000 студентов). 3) Программа по трудоустройству выпускников 2020 года на научно-исследовательские позиции (трудоустроено 1962 выпускника). 4) Программа по трудоустройству студентов на позиции наставников для школьников (трудоустроено 490 студентов). Более 40 университетов во всех федеральных округах Российской Федерации в настоящее время реализуют программу «Стартап как диплом», направленную на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства. Заключены соглашения о взаимодействии с общественными организациями, такими как «Деловая Россия», АСИ, «ОПОРА РОССИИ», в рамках которых предусмотрено расширение возможностей для трудоустройства обучающихся и выпускников ООВО (в том числе посредством организации стажировок), а также развитие предпринимательских инициатив и проектов. Кроме того, в части реализации молодежной политики Минобрнауки России уделяет большое внимание развитию механизмов регулирования воспитательной работы в ООВО, развитию добровольчества (волонтерства), профилактике деструктивных процессов в молодежной среде, вопросам патриотического и физкультурно-спортивного воспитания молодежи. Повышение конкурентоспособности российской науки и образования напрямую зависит от степени развития международного сотрудничества, в рамках которого решаются вопросы, относимые к приоритетным направлениям развития государства. Сотрудничество России с другими странами ведется по различным направлениям: вопросы обеспечения безопасности, в том числе биологической, защита окружающей среды, проекты «мегасайенс», природные ресурсы, освоение космического пространства и другие направления в научно-технической сфере. 9 Минобрнауки России обеспечено участие в межправительственных комиссиях/подкомиссиях и рабочих группах по научно-образовательному сотрудничеству, проведение переговоров с участием иностранных партнеров, проведение мероприятий в рамках Председательства Российской Федерации в ШОС и БРИКС. Обеспечено проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничества. Обеспечено участие российских ученых и специалистов в научных программах зарубежных научных и международных центров. В целях развития экспорта российского высшего образования в 2020 году принято постановление Правительства Российской Федерации в соответствии с которым квота для иностранных граждан до 2024 году будет увеличена вдвое (в 2021 году до 18 тыс. человек, в 2022 году до 23 тыс. человек и начиная с 2023 года до 30 тыс. человек).

https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=35559

08:30, 21 июня 2021, Administrator,

Представиться системе