13 апреля руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков принял участие в круглом столе: «Развитие кадрового потенциала науки: ставка на таланты», который прошел в рамках Красноярского экономического форума. Его организаторами выступили ФАНО России, РАН, Минобрнауки России и фонд «Центр стратегических разработок» (ЦСР).
В настоящее время в России реализуется ряд программ формирования кадрового потенциала науки, в том числе в рамках достижения целей, поставленных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Вместе с тем, актуальным остается запуск новых механизмов кадрового роста.
Участники обсудили пути координации усилий государства, науки, образования и бизнеса на пути к кадровому обеспечению инновационной экономики. Практически все выступающие отметили, что подготовка кадров должна начинаться со школы - только так можно воспитать научную молодёжь.
«Важно, чтобы молодежь не попала под волну стереотипов. Поэтому возникает потребность пересмотреть систему ценностей и приоритетов. По нашим оценкам для системы науки и образования в ближайшие пять-семь лет потребуется около пятидесяти тысяч новых специалистов. Это реальные цифры. Сегодня в академии наук трудятся примерно сорок шесть тысяч научных сотрудников, а в конце 80-х годов их было девяносто две тысячи, без учета советских республик. Перед наукой стоят большие задачи. Поэтому уже сегодня нужны масштабные программы, направленные на подготовку управленческих и научных лидеров» - заявил Михаил Котюков.
В нескольких выступлениях прозвучала мысль о необходимости возврата к научной аспирантуре. Модератор круглого стола, вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Княгинин отметил, что в стране должны сосуществовать несколько конкурирующих между собой моделей аспирантуры. Университеты и академия наук могут реализовывать разные формы подготовки специалистов. Будущий ученый сам выберет, что ему больше подходит.
По словам генерального директора АО «РВК» Александра Повалко, людей, которые могут решать технологические и инновационные задачи, катастрофически не хватает. Дело в том, что наряду с традиционными компетенциями, связанными со знаниями, специалисты нового типа должны быть адаптивными и быстро реагировать на новые вызовы и задачи. Большинство существующих форм образования и подготовки кадров не дают таких умений.
Несколько раз прозвучала мысль о существующем разрыве в области финансирования сектора науки и образования между Россией и лидирующими экономиками мира. Так, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский заметил, что при годовом бюджете в пять млрд рублей, по показателям публикационной активности ТГУ конкурирует с университетами, имеющими десятикратный объем финансирования.
Одной из основных проблем академического сектора, по словам президента РАН Александра Сергеева, является инфраструктура. «Наша страна сделает большой скачок в развитии, если основным локомотивом роста станет наука. При этом мы должны понимать, что у конкурирующих с нами экономик зачастую больше финансовых возможностей. Наше главное конкурентное преимущество – креативное мышление и созидательность. Российская Академия наук и научные институты будут поддерживать и развивать эти качества у молодых ученых и тех, кто только выбирает путь исследователя», - подчеркнул он.
Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике Денис Секиринский отметил, что, если доля бюджетных расходов на науку будет увеличена с 1.1% до 2% ВВП - о необходимости этого заявлял Александр Сергеев, то в прямом денежном выражении расходы увеличатся почти в три раза. Такой рост финансирования накладывает на всех участников научно-образовательного и инновационного секторов экономики серьезные обязательства.
В завершении дискуссии Михаил Котюков призвал участников круглого стола консолидировать усилия в сфере развития кадрового потенциала.
«За последние годы в стране было реализовано несколько экспериментов в области науки и образования. Были попытки направить все деньги в университеты. Прошла реформа академии наук. Развивались различные инновационные и технологические инициативы. Очевидно, что по отдельности все это не работает. На эксперименты больше нет времени. Наша задача обеспечить реализацию Стратегии научно-технологического развития России общими усилиями. Так чтобы это было выгодно всем участникам процесса и, самое главное, экономике страны», - резюмировал руководитель ФАНО России
Читать на сайте ФАНО
|