Михаил Котюков: Требования к поступающим в вузы будут возрастать

Материал из ISTP SB RAS.

Сегодня Министр науки и высшего образования РФ принял участие в VI Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес».


Модератор Пленарного заседания «Культурный код» экономики страны: все мы родом из детства» Первый заместитель генерального директора «Иннопрактики» Наталья Попова, открывая дискуссию, отметила, что основные ценности человека закладываются до 12 лет. «Ценности – это наши основные мотивационные установки, то, что формирует поведение человека и, с другой стороны, это продукт развития общества и культуры на данном историческом этапе, та призма, через которую мы воспринимаем все события, в экономике в том числе», - подчеркнула она. Модератор предложила участникам рассмотреть, как ценности и поведенческие установки, сформированные в детстве, влияют на развитие инноваций и экономический рост; как информационные технологии и искусственный интеллект влияют на современный кадровый рынок; как школа может стать для ребенка не только источником знаний, но и востребованным сообществом, в рамках которого будет формироваться творческая личность, мотивированная на постоянное развитие и помощь в развитии своему родному городу и стране и другие.


Отвечая на вопрос о формировании ценностной матрицы сегодняшних детей, в частности, о создании устойчивой ценностной модели в атмосфере перенасыщения информацией и обилия контента из социальных сетей Заместитель Председателя Правительства Ольга Голодец отметила, что говорить о том, что прежде информация, поступающая к детям, была подконтрольна делению на хорошую и плохую, не верно. Вице-премьер Правительства РФ привела в пример послевоенное поколение детей, которые в большинстве своем были предоставлены сами себе, но, тем не менее, выросли замечательными людьми. «Сегодняшнее обилие информации это не плохо, просто нужно создавать полезный контент, таким образом, мы обезопасим детей», - сказала Ольга Голодец.


«Все основные ценностные ориентиры закладываются в семье. Глобальные ценности существуют столько, сколько существует человечество. Нравственный культурный код передается из поколения в поколение, ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Самое страшное для мировой цивилизации, когда размываются понятия добра и зла. Что касается школы, перед каждым ребенком стоит задача с малых лет учиться на протяжении всей жизни, потому что быстроменяющийся мир предъявляет именно такие требования. Учителя стараются быть готовы к этому вызову, ведь учитель должен опережать ученика в осознании знаний и компетенций», - сказала Министр просвещения РФ Ольга Васильева. Она также отметила, что сейчас большинство учителей в российских школах старше 49 лет, что неплохо, так как они обладают жизненным опытом и могут передать ученикам ценностную модель.


Задавая вопрос Министру науки и высшего образования РФ Михаилу Котюкову, модератор озвучила данные аналитиков о том, что к 2030 г. около 800 млн рабочих мест исчезнут из экономики, будут заменены искусственным интеллектом, а та безработица, которая возможна, подорвет мотивацию людей, создаст негативное отношение к любым изменениям и возникнет феномен «лишних людей» - тех, кто не сможет влиться в экономический процесс, потому что их квалификации и компетенций не хватит для встраивания в новую экономику.


Отвечая на вопрос модератора о подготовке кадров для инновационной экономики, Михаил Котюков обозначил, что в условиях динамичного изменения технологий многие профессии могут утратить свою актуальность еще до выхода из стен вузов первых выпускников, которые этим профессиям обучались.


«Вызов системе высшего профессионального образования во всем мире примерно одинаков. Должен быть баланс базовых знаний, фундаментальных профессиональных компетенций и, одновременно, возможность уже в университетской среде решать различные практические задачи. Задачи, требующие быстро приспосабливаться, меняться, собирать команды, оперативно получать новые компетенции, т.е. реагировать на внешние вызовы. Выпускник, для того чтобы быть конкурентоспособным, должен понимать, что однажды полученного образования скорее всего не хватит на всю жизнь, это надо признать и снова пойти учиться», - сказал Министр.


Михаил Котюков добавил, что важно, с чем выпускник школы пришел в университет. «В связи со скоростью сегодняшней жизни, доучивать в университете у нас все меньше возможностей, поэтому требования к поступающим в вузы будут возрастать. Детский сад, школа, университет – это единая система. Если на каком-то этапе упущены возможности, то очень трудно их наверстывать. Необходимо поддерживать в детях постоянное стремление учиться», - отметил Министр.


Помощник Президента РФ, председатель попечительского совета РНФ Андрей Фурсенко, отметил, что именно школа ассоциируется с тем временем, когда формируется человек, емкость времени в школе делает этот общественный институт очень важным, в том числе и по причине большой вовлеченности в школу семьи. «От слова «должен» нам надо перейти к слову «ответственный». Должен - это робот, а ответственный - человек. Ответственность - это более широкое понятие, и школа, это место, где человек должен ощутить ответственность, но не только за себя, а также за сообщество, ведь сообщество впервые формируется именно в школе», - сказал Андрей Фурсенко.


Участие в Пленарном заседании также приняли Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик Виктор Садовничий, Председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков, Генеральный директор, директор по организационному развитию и управлению персоналом «Яндекс» в России Елена Бунина. Экспертами выступили Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, Губернатор Рязанской области Николай Любимов, Губернатор Томской области Сергей Жвачкин.


Читать новость на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации


16:00, 11 декабря 2019, Administrator,
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации http://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/press-center/

Представиться системе